В представлении слушателей имя Франца Шуберта связано прежде всего с Lied – немецкой романтической песней, но в творчестве композитора важное место занимала и духовная музыка. Шесть месс, «Немецкая месса», «Немецкий реквием», «Магнификат», незаконченная оратория «Лазарь, или торжество воскресения», две Stabat Mater – эти и другие сочинения создавались композитором на протяжении жизни.
Принято считать, что Шуберт, как и его кумир Бетховен, был не религиозным человеком и без особого пиетета относился к католической церкви. Например, ни в одну из своих месс он не включил важнейшие слова из Credo: «Верую во единую святую католическую и апостольскую церковь», что было абсолютно неприемлемо для церковной власти.
В 1815 году Шуберт написал свою первую Stabat Mater (соль минор) на латинский текст, она представляла собой одноактную пьесу. Годом позже на свет появилась Stabat Mater фа минор на стихи Фридриха Готлиба Клопштока (1724 – 1803), которая прозвучит в этом концерте. В отличие от латинской Stabat Mater, немецкая представляет собой развёрнутую композицию из 12 номеров – хоров, арий и ансамблей – для трёх солистов (сопрано, тенора и баса), смешанного хора и оркестра. В музыке её заметны влияния Гайдна, Моцарта и особенно знаменитой Stabat Mater Перголези, написанной в той же тональности фа минор.
Седьмая симфония была написана Бетховеном в 1812 году. Премьера её состоялась спустя год на концерте в поддержку воинов, раненных в бою при Ханау. Несмотря на то, что композитор работал над сочинением, пребывая, как он писал в завещании 1802 года, в «безнадёжном состоянии» (его глухота усилилась – он уже не мог скрывать её от окружающих), симфония полна оптимизма. Рихард Вагнер назвал её «апофеозом танца». «Симфония ля мажор – само чистосердечие, вольность, мощь, – писал Ромен Роллан, – Это безумное расточительство могучих, нечеловеческих сил – расточительство без всякого умысла, а веселья ради – веселья разлившейся реки, что вырвалась из берегов и затопляет всё».
Исполнители:
Галина Барош, сопрано
Кирилл Золочевский, тенор
Владимир Байков, бас-баритон
Академический большой хор «Мастера хорового пения»
Российский национальный оркестр
Дирижёр – Александр Соловьёв