Организатор выставки компания Planet9 и исследовательская группа Центра социального проектирования «Платформа» провели социологический опрос и исследование поведения людей в музеях и на выставках. В том числе были определены уровень интереса москвичей к Виктору Цою, музыкальные предпочтения в целом и влияние музыки на гражданскую позицию.
Было опрошено 500 респондентов в возрасте от 18 лет, а также проведены групповые интервью. Выяснилось, что около 50% опрошенных хотя бы раз в год посещают музеи и выставки, 15% – бывают на выставках до 9 раз в год. Чаще всего они ходят в музеи с друзьями и родственниками (более половины посещений) или берут с собой детей (38%).
Почти 60% респондентов рассказали, что им нравится творчество Виктора Цоя и они время от времени слушают его музыку, а более 13% – регулярно включают песни знаменитого русского рокера. Многие из тех, кто был фанатом Цоя в молодости (люди в возрасте 45–55 лет), хотели бы, чтобы их дети слушали группу «КИНО». Причем респондентам не сообщали, что опрос связан с выставкой, посвященной Цою. Тем не менее, среди рекомендаций старшего поколения он пропустил вперед лишь Чайковского и Моцарта, а расположился на одной строчке с Бетховеном и Бахом, опередив при этом The Beatles, Шопена и Высоцкого. О том, что Виктор Цой занимался живописью, знают более 30% опрошенных, а более 90% известно, что он снимался в кино. О желании посетить выставку-байопик заявили более 40% опрошенных. Еще более 35 процентов респондентов в принципе не против посетить такую экспозицию. Никакого интереса к выставке не проявили менее 7 процентов участников опроса.
В ходе опроса респондентам также был задан вопрос: «В разные времена творчество известных исполнителей оценивалось частью российского общества как проявление гражданской позиции, влияло на мнение людей о ситуации в стране. Можете ли вы назвать музыкальное произведение или исполнителя, группу (современное или старое), которые лучше всего выражают то, что волнует общество, его проблемы?»
Характерно, что лидирующий со значительным отрывом Виктор Цой наиболее популярен в возрастном диапазоне 25–34 года (здесь его отмечают 29% респондентов), то есть в группе, общественные позиции которой формировались уже после смерти исполнителя. При этом в группе лидеров нет ни одного исполнителя, чей персональный бренд сформировался после начала 90-х годов.
Наиболее сильные возрастные группы поддержки в первой пятерке исполнителей:
Виктор Цой/ КИНО 19% 29% - мужчины 24-35 лет 23% - женщины 24-35 лет
Игорь Тальков 6% 13% - женщины 55+ лет
ДДТ/ Юрий Шевчук 5% 18% - мужчины 45-55 лет
Владимир Высоцкий 5% 10% - мужчины 55+ лет
Андрей Макаревич/ Машина Времени 4% 11% - мужчины 45-55 лет
Для людей старшего поколения интерес к лидирующим исполнителям в списке может быть обусловлен ностальгией, а также эффектом «импринтинга», при котором образ, связанный с сильным эмоциональным переживанием, жестко закрепляется в массовой памяти и становится социальным кодом поколения.